Поиск по сайту

Календарь
Сентябрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Наши группа сайтов
Друзья сайта
Крупнейшая группа ВКонтакте о сериале Дневники Вампира

Американский фан-сайт Penny Dreadful

Облако рубрик
Билли Пайпер Гарри Тредэвей Джеймс Хоуз Джон Логан Джош Хартнетт Дориан Грей Дэнни Сапани Ева Грин Кристофер Кинг Мишель Райан Рив Карни Рори Киннер Сара Грин Статьи о сериях Тимоти Далтон Ужасы по дешевке 1 сезон Ужасы по дешевке 1 серия 1 сезон Ужасы по дешевке 1 серия 2 сезон Ужасы по дешевке 1 серия 3 сезон Ужасы по дешевке 10 серия 2 сезон Ужасы по дешевке 2 сезон Ужасы по дешевке 2 серия 1 сезон Ужасы по дешевке 2 серия 2 сезон Ужасы по дешевке 3 сезон Ужасы по дешевке 3 серия 1 сезон Ужасы по дешевке 3 серия 2 сезон Ужасы по дешевке 4 серия 1 сезон Ужасы по дешевке 4 серия 2 сезон Ужасы по дешевке 4 серия 3 сезон Ужасы по дешевке 5 серия 1 сезон Ужасы по дешевке 5 серия 2 сезон Ужасы по дешевке 5 серия 3 сезон Ужасы по дешевке 6 серия 1 сезон Ужасы по дешевке 6 серия 2 сезон Ужасы по дешевке 6 серия 3 сезон Ужасы по дешевке 7 серия 1 сезон Ужасы по дешевке 7 серия 2 сезон Ужасы по дешевке 7 серия 3 сезон Ужасы по дешевке 8 серия 1 сезон Ужасы по дешевке 8 серия 2 сезон Ужасы по дешевке 8 серия 3 сезон Ужасы по дешевке 9 серия 2 сезон Ужасы по дешевке 9 серия 3 сезон Ужасы по дешевке актеры Хелен МакКрори
Опубликовано 29.09.2014 автором

Penny-Dreadful-Caliban-penny-dreadful-37153123-500-680Отчаяние — первое человеческое чувство охватившее Калибана при рождении. Никто из нас не помнит опыт, полученный при рождении, но ни в коем случае нельзя недооценивать значение этого опыта в нашей жизни. Невообразимо описать насколько важно то, как встретил нас мир, каковы были первые услышанные нами слова, какая атмосфера окружала в тот момент.

Калибан родился без матери, что совершенно неестественно для человеческого существа. Его единственный создатель не вынес ужаса появления на свет своего детища и сбежал. Оставшийся один, покинутый всеми, наш герой ощутил всю глубину отчаяния, которая охватывает любого человека в такой ситуации. Отчаяние и одиночество стало тем, с чем он боролся потом всю жизнь, тем с чем он просыпался каждое утро, ведь опыт рождения мы частично повторяем при каждой встрече каждого нового дня.

Возможно, Франкенштейн понял свою ошибку из первого своего эксперимента и исправил это при создании второго своего «дитя» — Протея. В этот раз он уделил больше внимания «новорождённому», но вызвал естественную ревность Калибана. Первенец не пожелал иметь второго такого же, как он. Если он и нежеланный ребёнок, то пусть тогда будет единственным, в своём роде уникальным, а не тем, что вышло хуже последующих образцов. Калибан убивает Протея в знак протеста против новых экспериментов Франкенштейна. Он даёт ему понять: «разберись с тем что ты уже создал, по силам тебе эта задача? Или ты решил что я слишком прост для тебя?» В том и есть символизм имени Калибана — шекспировского бунтаря, дикаря, разрушительного ответа Сил Природы на вмешательство в естественный ход вещей: «Я не был созданием романтического мира из твоих книг, я был порождением современной эпохи».

Первым учителем Калибана стало небольшое окно, через которую он видел торговую площадь, рядом с которой находилось жилище Франкенштейна. Калибан, как сирота, как обездоленный ребёнок, впитывает в себя законы выживания, законы торговли и улиц. Наш герой понимает насколько безжалостна и цинична та эпоха в которой он живёт, порождением которой он себя считает. Но жажда познания у Калибана не останавливается на улице, ведь ему нужно знать о людях всё, чтобы разрешить загадку своего появления на свет. Он идёт дальше, он читает книги.

19Книги нас учат многому, но только при том условии, что мы сами прожили этот опыт а не почерпнули его лишь из книг. Настоящий опыт, который остаётся с человеком навсегда, это тот опыт, который по-настоящему прожит, пропущен не только через ментальное восприятие, но и через эмоции, чувства, ощущения тела. Калибан знал о доброте из книг только лишь теоретически, о доброте практически он узнал, повстречав её в жизни, совершенно случайно, от человека который ничем не был обязан ему и которого он совсем не знал. У Калибана и встреченного им театрала не было никаких долгов друг перед другом, никаких обязательств — просто театрал Винсент узнал в Калибане самого себя, он понял его и помог. Но между ними была и большая разница. Винсент поведал Калибану универсальную формулу отношения к уродству: «Есть место, мой друг, где уродство вовсе не является тем, чего люди не приемлют, в этом месте уродство принимают, и даже воспевают. Это место — театр». Калибан не играл никаких ролей в театре, куда устроился на работу, но не понял глубины смысла сказанных слов, он не смог воспринять жизнь как театр, как смог это сделать Винсент. Калибан относился к жизни слишком всерьёз. Он выбрал трагедию, наполнил свою жизнь патетическим страданием, и это, безусловно, его право — делать выбор, в каких красках и декорациях представить себе свою жизнь.

13И вот, оказалось, что нашему герою, познавшему безысходность, отчаяние и боль, нравятся женщины. Отдадим должное доктору Франкенштейну — он создал существо во всех проявлениях повторяющее человека. Калибан, уже поверивший в свет в своей жизни, влюбляется в девушку из актёрской труппы. Когда Мод впервые пришла к нему чтобы прочистить трубку, Калибан сделал всё возможное, чтобы не продолжать отношения, ведь он чувствовал, что уродлив не только внешне, и вся правда может травмировать неискушённого человека. Лучше было бы оставить всё как есть, и не выходить за рамки романтической игры. Конечно, Мод не специально провоцировала Калибана, просто она была молода, проста и наивна, она и в жизни соответствовала той роли которую игра в театре.

25Во второй раз Мод пришла извиниться за Саймона. Как и все люди, имеющие сердце она чувствовала боль Калибана, но, по своей наивности, не совсем знала, с какой проблемой столкнулась. Поцелуй обнадёжил нашего героя, вселил веру в свои силы, в своё будущее. «Тебе не нужно прятать от меня своё лицо», — прозвучало для него как знак, что его готовы принять таким каков он есть. Со стороны Мод это был акт сострадания, но не милосердия, на него способны немногие, ведь милосердие доступно лишь тем кто видит причину страданий, а Мод этого не видела. Она не видела, что Калибан просто использует её в своей войне, которую ведёт с рождения со всем миром. Калибан ещё не осознал в себе необузданное стремление насильно переделать то, что, по его мнению, отвергало его существование, всё его существо бросало вызов миру, любви которого ему так не хватало, любви хотя бы одного существа на свете.

Калибан ещё не вполне состоялся психологически — доктор Франкенштейн не учёл составляющую воспитания, ведь ему и самому воспитания не хватало. Наш герой почему-то решил, что всерьёз вообще всё, что с ним происходит, что люди, его окружающие, просто обязаны представлять его, как значительную фигуру. Не будем его за это строго судить, просто именно так он хотел доказать миру, что достоин внимания, которого его лишили при рождении.

27Перед лицом смерти Калибан изливает душу Франкенштейну: «Монстр не в моём лице, а в мое душе… Будь я как все люди, я был бы счастлив и любим, но моя злоба проросла…» Франкенштейн не убивает своё детище потому, что оно говорит о проблемах его собственной совести, ведь доктор наверное уже давно смекнул, что зло не в его страсти к науке, и не в науке самой по себе — зло в его душе. Именно это зло ведёт его к страданиям, именно оно так роднит его с Калибаном. Поэтому Франкенштейн приходит к выводу, что эту проблему им надо решать вместе. Убив Калибана, он не избавит себя от страданий, убив Калибана, он просто распишется в своём бессилии ответить на вызов проблемы которую создал себе сам.

Можно ли считать Франкенштейна отцом Калибану? Для зрителя вопрос, возможно, покажется несущественным, но для Калибана этот вопрос был одним из самых насущных. Его, как и всякого человека, влекло стремление понять своё происхождение, откуда его природа. Именно эти понятия формируют в человека преставление о своём будущем, и Калибан понял, что он сын своего отца, что он — чудовище, результат эксперимента, может, и не случайный, имеющий предназначение в жизни, возможно, всего человечества, но именно того зловещего эксперимента, исход которого не дано знать никому, даже самому Калибану.

Идея искусственно воссозданного человека не нова. В легендах и мифах сохранилось немало сюжетов о подобных экспериментах, удачных и неудачных, начиная с гомункулов Парацельса и заканчивая великим воителем и мудрецом Дроной. Хотя, я бы не стал утверждать, что эти эксперименты лишь миф, ведь опыты Парацельса, например, никем не опровергнуты и не подтверждены до сих пор. Калибан, конечно не гомункул Парацельса. Гомункул Парацельса имеет тело и разум, но лишён индивидуальности, он не имеет того что люди считают душой в человеке. Калибан же переживает и размышляет, желает любить и быть любимым как обычный человек, но он, конечно и не Дрона, герой Махабхараты, победивший в себе ненависть и стремление к насилию.

анубисКалибан больше напоминает нам подданного Некрополя — царства Анубиса, царства египетского бога с головой шакала, которому по силам были эксперименты по воскрешению из мертвых. Анубис возрождал к жизни мёртвых и заключал договоры с людьми, потерявшими всякий смысл жизни, оставленными и забытыми; всеми, с тем, кто готов был согласиться на непростые условия Повелителя царства мёртвых (Некрополя). Анубис совмещал несовместимые части тел и наделял свои создания огромной силой. Эти существа служили своему хозяину, выполняя определённые миссии не только в мире богов, а так же и среди людей, но они далеко не всегда умели так же переживать и мыслить, как Калибан — все они, как правило, погибали после завершения миссии. Всю лабораторию Франкенштейна, со своим мрачным видом и зловещими декорациями, можно представить подобием мастерской зловещего бога в Некрополе.

В наше время продолжает жить идея создания гомункула из пробирки. То, что люди рискуют получить при этом, может оказаться весьма сомнительным достижением. Земная природа не предусматривает такого варианта рождения человека. Калибан может стать напоминанием всем «товарищам учёным» о возможных последствиях вмешательства в естественный ход вещей, насильственного вмешательства в дела Природы.

Статью подготовил автор Bersod специально для сайта pennydreadful.mekc.info. Полное или частичное копирование материала возможно только с согласия администрации сайта и при указании активной ссылки на источник!

Поделиться ВКонтакте Поделиться ссылкой в FaceBook Добавить в свой блог на livejournal.com Добавить в Twitter
  • valerie

    Спасибо за статью! Великолепный анализ персонажа. И, самое главное, ты вычленил источник бед и терзаний своего героя — неестественность происхождения и одиночество, а отсюда и отчаяние.
    По одной из теорий, дети — их души — сами выбирают себе родителей.
    Есть ли душа у Калибана? Возможно, он сам и выбрал себе родителя-создателя?
    Виктор позорно сбежал в ночь рождения своего первенца, но пуповину с ним не перерезал. И момент для этого был упущен, теперь она — пуповина — окаменела и намертво приковала одного к другому.
    Мое отношение к Калибану неоднозначное. Я считаю его психопатом, эгоистом и даже эгоцентристом. Но и прекрасно понимаю, что не его в этом вина. Ну, а об этом как раз прекрасно написано в статье! Еще раз спасибо!!!

    • VI

      Согласна, что он эгоист и психопат, но другим он и не мог стать. Он не видел любви и заботы, а только злость и равнодушие этого мира. Что такое «хорошо» и, что такое «плохо» ему никто не объяснил. Вряд ли он сможет быть счастлив даже тогда когда исполнятся его мечты! Мне его жаль…

    • bersod

      Вопрос о существовании души у Калибана очень глубокий. Для того чтобы на него ответить надо определиться вообще с тем что такое душа. По понятным причинам, обычно эту тему относят к области мистики. Однако, на этот вопрос существуют и вполне конкретные ответы. Я бы не рискнул всерьёз обсуждать этот вопрос здесь, но думаю что наш любимый сериал вполне можно сделать поводом для полемики научных теоретиков :).

      • VI

        Ха-ха, боюсь, что в такой полемике я буду стоять в ползунках)

        • valerie

          Не скромничай, мы же не собираемся здесь оперировать философскими понятиями! А попытаемся простыми словами объяснить глубокие вещи. А «истина где-то там» =)

        • bersod

          Да ладно Вам уже… Мы же не серьёзно, мы же играем в науку.

      • valerie

        Согласна, что дать определение души не так-то и просто. Лучшие умы человечества не один век или даже тысячелетие ломают себе головы над этим вопросом. Но вот что мне пришло в голову применительно к нашему случаю.
        Человек умер, медики констатировали смерть мозга, а душа вознеслась на небо. Но своею прихотью Франкенштейн вернул тело к жизни. Тело, но не ДУШУ! Поэтому Калибан ничего не помнит о своей предыдущей жизни — у него ее просто не было. Нет у него генной духовной памяти, если можно так выразиться, ничего ему не говорит и память предков — он одинок, он единственный! И души, человеческой души, той божьей искры, у него нет! Вот в чем трагедия, как мне кажется.
        Ситуация с Протеем немного другая — в Протея Виктор вложил и частичку своей души! Поэтому и второй ребенок Франкенштейна получился другим!
        Брона окажется совершенно иным созданием, я уверена. Для Броны смертный час еще не пробил окончательно — Виктор ускорил ее уход, но душа с телом расстаться не успела!!! Брона должна сохранить еще больше воспоминаний о своей нормальной жизни, чем Протей, но и в ней окажется частичка души Виктора, как это не странно. Вот такие у меня рассуждения.
        Поживем — увидим, как будут развиваться события в мире Penny Dreadful. Вот бы лично поговорить с Логаном обо всем! Наверняка, возможность такая еще представится — канал опять организует общение с поклонниками на премьере второго сезона, можно будет присылать вопросы. Тогда и зададим наши!

        • bersod

          Почему же «очень непросто»? Вон оккультисты, давно об этом знают и «умы» давно тоже вместе с ними. Душа — каузальное тело человека, в поле которого записывается уникальный опыт конкретной сущности.
          В буддизме это 4 материальных тела Буддхи, не разлагаемые после смерти, различные по степени индивидуальности представленной в них информации. Есть теория, согласно которой тибетские ламы обладали технологией переселения этих тел из одного физического тела в другое, которой, кстати, очень интересовался Гитлер. Ананербе вплотную занималось этим вопросом.

          • VI

            Все религии так или иначе говорят о существовании души: в христианстве это Святой Дух, существующий на ряду с отцом (разум) и сыном(тело).
            Какой же будет Брона-это тайна покрытая мраком, а Логан нам не откроет всех тайн предстоящего сезона. Остается ждать)

          • valerie

            Я для себя просто никак не могу вывести определение души — из тех, что мне встречались, ни одно к моему восприятию души не подходит. Конечно, я не занимаюсь изучением души дни напролет, но кое-что читала и пыталась осмыслить. Каким образом душа воссоединяется с телом? В какой момент? Зачатия? До зачатия? В момент рождения? Куда и когда уходит после смерти?
            И если все в нашем мире предрешено, может, такова была воля Высших Сил — чтоб Виктор сотворил своего Калибана? Или изначально Калибан — из породы тибетских лам, и это выбор его души — пройти такой вот тернистый путь очищения?
            Душа ли выбирает себе физическое тело? Или ее туда посылает кто-то «вышестоящий»?
            Нельзя ведь рассматривать душу исключительно как концентратор эмоций — если чувствуешь, значит, обладаешь душой. Или можно?

  • bersod

    VL, насчёт Броны покрыто мраком. Когда душа готовит своё воплощение она согласует его со всеми, скажем так, службами, регулирующими все сферы жизни на Земле. Для того чтобы восстановить полноценные связи в теле, оживлённым Франкенштейном, Броне придётся заново это сделать. Либо, что более вероятно, всё будет сделано Силами имеющими достаточный статус для подобных действий. Разумеется, эти Силы, в таком случае, должны стоять за Франкенштейном.

До 8 серии 3 сезона осталось:
дней
0
0
часов
0
0
минут
0
0
секунд
0
0